ФНС изданы новые разъяснения по применению статьи 54.1 НК РФ о получении необоснованной налоговой выгоды

27.05.2021

ФНС изданы новые разъяснения по применению статьи 54.1 НК РФ о получении необоснованной налоговой выгоды

Письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@

Статья 54.1 НК РФ предусматривает право налоговых органов изменять юридическую квалификацию сделок, совершенных налогоплательщиком, его статус и характер деятельности, устанавливает ряд критериев оценки операций, отраженных налогоплательщиками в целях налогообложения.

ФНС проанализированы выводы судебных инстанций по применению, в частности, правил статьи 54.1 НК РФ, направленных на борьбу со злоупотреблениями с использованием формального документооборота, организуемого с участием компаний, не ведущих реальной экономической деятельности («технические» компании).

Обращается внимание на необходимость устанавливать как факт неисполнения обязательства надлежащим лицом, так и обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик преследовал цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности либо знал или должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как «техническую» компанию.

Правовые позиции, касающиеся выбора контрагента и ее оценки в налоговых целях, нашли отражение в пункте 31 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017, а также, в частности, в определениях Верховного Суда РФ от 25.01.2021 № 309-ЭС20-17277, от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064.

При встраивании «технической» компании или цепочки таких компаний между налогоплательщиком и лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке, налогоплательщик выводит часть выручки или завышает понесенные расходы.

Налоговым органам рекомендовано при обнаружении такой налоговой оптимизации рассчитывать реальный размер обязательств налогоплательщика. Речь идет о «налоговой реконструкции», которая подразумевает доначисление налогоплательщику только тех сумм налога, которые подлежали бы уплате при отсутствии злоупотреблений.

В письме указано, что налоговый орган учитывает расходы и вычеты по НДС по указанным спорным операциям на основании обстоятельств, которые подлежат установлению с учетом сведений, документов, представленных налогоплательщиком, а также данных, полученных в рамках мероприятий налогового контроля и истребования документов (информации) о конкретных сделках от поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществившего фактическое исполнение по сделке.

Если налогоплательщик не предоставит соответствующие сведения и подтверждающие документы, он не вправе применять налоговые вычеты и учитывать понесенные расходы по спорным операциям.

В письме также содержатся разъяснения по другим вопросам, в том числе касающимся:

- изменения юридической квалификации операций;

- оценки основного мотива операции (критерий деловой цели);

- оценки моделей ведения хозяйственной деятельности в рамках группы лиц, в

которую входят налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы;

- выявления схем «дробления бизнеса» и доначисления сумм налогов и др.